Нидерландские физики раскрыли секрет создания первых микроскопов

Нидерландские физики выяснили, что основоположник микроскопии Антони ван Левенгук использовал относительно простые методы изготовления линз для создания первых микроскопов, что не соответствует его собственным рассказам об их сложности. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба Технологического университета Делфта со ссылкой на статью в журнале Science Advances.

"Мы просветили одну из самых мощных линз из микроскопов Левенгука при помощи нейтронного томографа и выяснили, что основоположник микроскопии использовал популярную в то время методику изготовления линз, которую изобрел в 1665 году его британский конкурент Роберт Гук. Это крайне ироничное открытие, так как Гук всю жизнь безуспешно пытался раскрыть секрет работы микроскопа Левенгука", - пишут исследователи.

Историки науки традиционно считают, что первые полноценные микроскопы были созданы нидерландским естествоиспытателем и изобретателем Антони ван Левенгуком в 1674 году, однако более простые увеличительные приборы появились почти за сто лет до этого, а сам термин микроскоп предположительно появился еще в 1625 году.

С другой стороны, Левенгук первым начал использовать подобные увеличительные приборы для проведения полноценных биологических исследований, а также добился более чем стократного увеличения изображения. Это позволило ему впервые увидеть одноклеточные организмы, клетки крови, изучить строение глаз насекомых и сделать массу других открытий.

В общей сложности за свою жизнь Левенгук создал свыше пяти сотен линз и две дюжины микроскопов, часть из которых дожила до наших дней. История их создания остается предметом споров по сей день, так как нидерландский естествоиспытатель, по словам его современников, отличался замкнутым характером и не оставил никаких указаний на то, как он изготовлял эти приборы.

Группа нидерландских физиков под руководством Ламберта ван Эйка, научного сотрудника Технологического университета Делфта, раскрыла секреты устройства самых мощных микроскопов Левенгука, что стало возможным благодаря современным методам физики и мощным ускорителям частиц.

Секрет успехов ван Левенгука

Позаимствовав из музея города Утрехта два микроскопа и несколько линз, изготовленных их соотечественником более трех веков назад, ученые просветили их при помощи пучка нейтронов, который был получен при помощи исследовательского реактора FISH, установленного на территории Технологического университета Делфта.

Это позволило физикам детально изучить структуру поверхности линз и понять, как Левенгук изготовлял и шлифовал их. Как оказалось, нидерландский естествоиспытатель вводил современников в заблуждение, утверждая, что он использовал сложные методики полировки и отливки асферических линз, которые он "разрабатывал на протяжении десятилетий".

На самом деле через несколько лет после создания первого микроскопа Левенгук начал использовать очень простую методику изготовления линз, которую он позаимствовал у другого основоположника микробиологии, англичанина Роберта Гука. В 1665 году Гук обнаружил, что линзы высокого качества можно получить, поместив стеклянный прут в огонь и заставив стекло частично расплавиться.

В результате этого на конце прута появлялась своеобразная "капля" из стекла, которая обладала идеальной кривизной поверхности и могла усиливать свет. Левенгук развил и усовершенствовал эту методику, научившись использовать ее для изготовления крайне миниатюрных сферических линз диаметром в 1,3 мм.

Как отмечают ван Эйк и его коллеги, это открытие стало большой неожиданностью для них, так как их знаменитый соотечественник постоянно подчеркивал, что он использует только асферические линзы для создания микроскопов, а также утверждал, что сферические линзы нельзя в принципе установить в его увеличительные приборы.

По этой причине физики предполагают, что отсутствие каких-либо упоминаний о технологии производства микроскопов было связано не с замкнутым характером Левенгука, а с тем, что он хотел скрыть секрет их производства от Гука и других ученых. С одной стороны, это принесло ему немалую славу и деньги, а с другой - заставило многих естествоиспытателей сомневаться в результатах его наблюдений и замедлило развитие науки, подытожили ван Эйк и его коллеги.