Сегодня ученые могут превращать компоненты опасных ядов в эффективные препараты, которые бросают вызов неизлечимым болезням.
Текст: Дженнифер Холланд Фотографии: Маттиас Клум
National Geographic, февраль 2013
01.02.2013
Майкл решил поплавать.
Вместе с семьей он отдыхал в мексиканском штате Герреро. Стояла страшная жара. Майкл сдернул со спинки кресла купальные шорты, натянул их и прыгнул в бассейн. Но вместо желанной прохлады он ощутил жгучую боль в бедре. Сорвав с себя шорты, он голым выскочил из бассейна. Нога горела огнем.А в воде плавало маленькое уродливое желтое существо. Майкл поймал его в пластиковый контейнер и отправился в ближайшую больницу, где врачи сразу опознали нападавшего. Это был аризонский древесный скорпион, Centruroides sculpturatus, одно из самых ядовитых существ Северной Америки. Резкая боль от укуса обычно сменяется чем-то вроде ощущения от ударов электрическим током по всему телу. Иногда ужаленные умирают.
К счастью для Майкла (который попросил не называть его фамилию), аризонские древесные скорпионы часто встречались в Герреро, так что противоядие было у врачей под рукой. Они сделали Майклу инъекцию и через несколько часов отпустили. Боль прошла часов через тридцать.
Те самые свойства, что делают яд смертельно опасным, помогают спасать миллионы жизней.
А затем произошло удивительное. До этого случая в течение восьми лет Майкл страдал ревматоидным спондилитом, хроническим аутоиммунным заболеванием.
При самом худшем раскладе позвоночник может потерять подвижность, и человек навсегда останется скрюченным. «Спина у меня болела каждое утро, а иногда боль была настолько невыносима, что я даже не мог ходить», – вспоминает Майкл.Однако через несколько дней после укуса скорпиона боль ушла и не вернулась, хотя сейчас, спустя два года, Майкл перестал принимать лекарства. Сам врач, Майкл осторожен в формулировках и не утверждает, что главной причиной ремиссии стал скорпионий яд. «Но все-таки, если боль вернется, – говорит он, – я дам этому скорпиону ужалить меня снова».
Яд – идеальное орудие убийства , созданное природой. Любой яд – это смертельное зелье из молекул белков, биогенных аминов и других сложных веществ, обладающих токсичным действием, то есть токсинов. Разные по составу и структуре токсины могут поражать разные системы организма – они могут действовать в противоположных направлениях, но цель у них одна, и они слаженно работают ради ее достижения. Одни токсины блокируют импульсы между нервами и мышцами, вызывая тем самым паралич. Другие сворачивают кровь, что ведет к образованию тромбов, после чего останавливается сердце. Третьи, наоборот, провоцируют смертельное кровотечение. Любой яд животного атакует сразу несколько систем организма. Представьте, что человека попытались задушить, нанесли ряд ударов ножом и сделали контрольный выстрел в голову. Примерно так и работает яд.
Но, как ни странно, те самые свойства, что делают яд смертельно опасным, помогают спасать миллионы жизней. Когда человек болен, яд разрушает не здоровые клетки, а возбудителей болезни. Большинство лекарств действует по такому же принципу: если здоровый человек выпьет сильнодействующий препарат, он может и пожалеть об этом. Уже сейчас среди самых лучших лекарств от диабета и болезней сердца есть произведенные с использованием токсинов. В ближайшие десять лет появятся обезболивающие и противораковые препараты на основе ядов.
«Речь идет не о парочке новинок, но о целых классах лекарств», – говорит токсиколог и герпетолог Золтан Такас. Пока на пригодность для медицинских нужд было исследовано менее тысячи токсинов, и около десятка средств получили широкое распространение в фармацевтике. «Всего в природе существует более 20 миллионов токсинов, – продолжает Такас. – И почти все они еще не исследованы. Представляете, какие открываются перспективы!»
Свежие комментарии